РДЖ просит бюджетных денег
Не слишком давно президент РФ Владимир Путин поручил правительству выделить из фонда национального благосостояния солидную сумму в 450 миллиардов рублей на финансирование таких масштабных проектов, как модернизация транссибирской магистрали, строительство высокоскоростной железной дороги Москва-Казань и Центральной кольцевой автомобильной дороги.
«Ведомости» выяснили, что с президентским поручением возникли серьезные проблемы. РЖД сообщает, что такой сложный и масштабный проект, как модернизация Транссиба относится к числу неокупаемых, в то время, как фонд национального благосостояния инвестирует свои средства только с условием их последующего возврата.
Также РЖД вынесла свое предложение, суть которого заключается в том, чтобы внести положенные 260 миллиардов рублей в уставной капитал посредством допэмиссии, которую, как раз, можно оплатить и за средства ФНБ и за бюджетные средства.
То есть, по той причине, что на неокупаемый проект ФНБ деньги выделить не может, нужно осуществлять финансирование из бюджета, вот только в бюджете на 2014-2016 годы такие затраты вообще не предусмотрены.
По мнению экспертов, РЖД не ошибается в своих оценках проекта. Такие магистрали, как БАМ и Транссиб действительно не окупаются. Основной заработок этих дорог – перевозка угля, тарифы на которую очень низки, всего 0,18 рублей за тонно-километр. РДЖ же тратит за перевозку тонны угля на километр 0,37 рублей. Конечно, можно попробовать вернуть средства ФНБ за счет повышения тарифов, но здесь уже возмутятся отправители грузов, которых вряд ли устроит подобная ситуация.
Кстати, на средства Фонда национального благосостояния претендует не только РЖД, но и такие организации, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация. Причем, претендуя на эти средства ни одна организация не скрывает того факта, что они пойдут не столько на развитие, сколько на покрытие убытков.
В начале апреля нынешнего года Дмитрий Медведев уже пообещал РЖД необходимые на реконструкцию 260 миллиардов, но тогда речь шла о бюджетных средствах. Однако Владимир Путин не только исключил из списка проектов реконструкцию БАМа, но и указал в качестве источника финансирования именно ФНБ.
За БАМ, однако, заступился президент РЖД Владимир Якунин, сказав, что БАМ и Транссиб взаимосвязаны и не могут реконструироваться по-отдельности. Кстати именно со «стройками века» связывает Якунин ложное сообщение о своей отставке, которое не так давно вызвало настоящий скандал в правительстве.